<pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: center;"> Методические рекомендации для учителей по преодолению неуспеваемости учащихся</pre> |
<pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;">
1. Эффективность обучения определяется в конечном итоге</pre>
<pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;">
характером отношения учащихся к учению, характером их учебной работы. Это</pre>
<pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;">
отношение во многом зависит от того, осознают ли учащиеся личностную и</pre>
<pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;">
общественную значимость учебной работы, понимают ли они крайнюю</pre>
<pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;">
необходимость и важность для самого ученика и для общества активной,</pre>
<pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;">
творческой, систематической и упорной работы.</pre>
<pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;">
Поэтому организация учебного процесса должна быть такой, чтобы каждому</pre>
<pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;">
ученику была ясна личностная и общественная значимость его активной,</pre>
<pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;">
творческой и упорной учебной работы и основным показателем была бы оценка</pre>
<pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;">
именно такой учебной работы ученика.</pre>
2. Для того чтобы интенсифицировать учебную работу каждого ученика, <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> недостаточно прямого воздействия учителя на ученика. Более эффективным</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> средством является воздействие на него через ученический коллектив. А для</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> этого нужно, чтобы ученическая группа была подлинным коллективом,</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> референтным по отношению к каждому его члену.</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> Поэтому учебный процесс должен проводиться в органическом единстве</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> коллективных, фронтальных и индивидуальных форм учебных занятий при</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> определяющем характере общей коллективной деятельности учащихся.</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> 3. Для того чтобы своевременно выявлять любое отставание в учении каждого</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> ученика и тут же его восполнять, текущий контроль должен иметь</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> всеохватывающий характер. Это значит, что контроль должен проводиться по</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> каждому элементу содержания учебной программы и охватывать одновременно</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> всех без исключения учащихся. Для этого, очевидно, необходимо привлечение</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> самих учащихся к проведению текущего контроля и оценки в форме взаимо- и</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> самоконтроля, взаимо- и самооценки под руководством учителя.</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> 4. Важнейшим фактором повышения эффективности обучения является</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> субъективный и осознанный характер деятельности ученика в учебном процессе.</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> Ученик должен быть не только объектом педагогических воздействий учителей,</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> но и активным субъектом учебно-воспитательного процесса. Важным средством</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> для этого является ролевое участие школьников в организации и проведении</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> всего учебного процесса. Это означает, что в каждом классе организуется</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> ученическое самоуправление, которое организует не только общественную жизнь</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> класса, но и значительную часть учебной работы (текущий контроль, оценку и</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> учет учебной работы учащихся, взаимопомощь в восполнение пробелов у</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> отдельных учащихся, подготовку к урокам и т.д.)</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> 5.Эффективность учебной работы учащихся зависит от развития у них</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> способности к обучению, способности разумно и правильно учиться. Для этого</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> они должны овладеть обще учебными умениями и навыками. Поэтому овладение</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> обще учебными умениями и навыками должно быть включено в учебные программы</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> учителей по каждому учебному предмету.</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> 6. Эффективность учебной работы учащихся в конечном итоге определяется</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> характером их личностной воспитанности, их нравственными и социальными</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> качествами. Поэтому обучение должно проводиться так, чтобы оно в</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> максимальной степени способствовало воспитанию каждого ученика как</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> 7. Эффективность обучения, характер отношения ученика к учебной работе</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> зависят и от того, какова жизнь ученика в школе и классе, удовлетворяет ли</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> эта жизнь его потребности и особенно потребность в эмоциональном насыщении,</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> с какими чувствами он идет в школу, какие эмоции и чувства вызывает у него</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> учебно-воспитательный процесс.</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> Жизнь учащихся в школе, учебный процесс, уроки и внеклассные и внешкольные</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> занятия и мероприятия должны быть так организованы, чтобы в них могли и</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> хотели принимать активное участие псе школьники, чтобы они вызывали,</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> формировали и развивали у каждого школьника его личностные интересы и</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> склонности. Взаимоотношения между учителями и учащимися должны быть</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> основаны на оптимистическом отношении учителя к каждому ученику:</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> учитель должен верить в возможности и силы ученика. Он должен выявлять</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> лучшие и сильные стороны каждого ученика и, опираясь на них, вместе с</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> учеником бороться с его слабыми качествами. Для того чтобы бороться с</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> недостатками того или иного ученика, учитель должен искать его</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> достоинства и создавать условия, чтобы каждый ученик добился успеха в какой-</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> либо области. Ученик, который в школе не достигает успеха, становится</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> неудачником, чувствует себя таковым, и тем самым он обречен на неуспех в</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> учебной работе.</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> Надо исходить из постулата, что хотя воспитание, школа и учитель не</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> всесильны, но их возможности велики и надо в максимальной степени</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> использовать эти возможности, опираясь на глубокое и всестороннее знание</pre> <pre style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 11px; line-height: normal; text-align: justify;"> ученика, его особенностей и качеств.</pre> |