Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
В какое время, по Вашему мнению, необходимо начинать проведение общешкольных мероприятий в шестой школьный день?
Всего 27 человек
Голосование
Чем бы Вы хотели заниматься в шестой школьный день?
Всего 38 человек

Информация для учащихся и родителей для интерпретации результатов профориентационной диагностики

Дата: 17 апреля 2017 в 11:07, Обновлено 17 апреля 2017 в 11:17
Автор: Горбат Н. А.

Информация для учащихся и родителей для интерпретации результатов профориентационной диагностики

Как можно познакомиться с разными профессиями?

Разумеется, прежде, чем выбрать какую-либо профессию, необходимо достаточно хорошо узнать про нее. Каким образом это можно сделать? Существует несколько путей поиска и сбора информации о профессиях.

Во-первых, Вы можете попросить рассказать об интересующих Вас профессиях знающих людей. Во-вторых, Вы имеете возможность прочитать о разных профессиях в литературе или узнать о некоторых из них в фильмах. В-третьих, в некоторых случаях можно понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте. В-четвертых, иногда есть возможность попробовать поработать самому. 

ПУТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

Кто из нас не задумывался о своем будущем, не рисовал себе радужные картины состоявшейся карьеры, свой собственный кабинет и пики гор и всяких очень важных документов? Сегодня в мире существует более 7000 профессий. В мегаполисах популярностью пользуются только несколько сотен из них. Если нет внутреннего голоса, который шепчет «иди в артисты» или «каратисты», то разобраться без соответствующей помощи в этом море занятий, специальностей и навыков тяжело. Но возможно!

Шаг 1. Как не надо

Очень часто при выборе профессии мы руководствуемся подростковыми мечтами. Кого-то привлекает романтика, причем основанная не на реальном знакомстве с будущей специальностью, а на ее киношной версии. Насмотришься каких-нибудь Джеймсов Бондов и мечтаешь стать крутым разведчиком.

Кто-то покорно следует путем родителей, поддаваясь уговорам, типа «на роду написано». Кто-то и вовсе поступает в вуз за компанию с лучшим другом или подругой, а некоторые спешат подать документы в учебное заведение, расположенное поближе к дому, — зачем ездить через весь город?

В общем, приобретаем мы такую «удобную», «семейную» профессию, а потом полжизни работаем, словно на каторге, зато особо думать и выбирать не надо.

Шаг 2. Начинаем желать

Для начала разберись с собой. Сядь в тихом и укромном уголке (если найдешь) и напиши на листочке, чего тебе хочется. На этом этапе приветствуются самые безумные идеи, типа: управлять самолетом, стать космонавтом или открыть новую цивилизацию. Говорят: желание — множество возможностей, нежелание — множество причин. Восточная мудрость гласит: «Осторожен будь с тем, чего желаешь, ибо придет момент, и добьешься этого». Не бойся помечтать, стань на мгновение Уолтом Диснеем — ребенком и фантазером.

Шаг 3. Определяем способности

Постарайся для начала оценить свои интересы. Чем бы ты хотел заниматься? Какие предметы из школьной программы тебе нравятся больше всего? Что ты любишь делать в свободное время? Есть ли у тебя хобби? Легко ли тебе даются контакты с людьми, особенно с посторонними?Существует специальный опросник Е. А. Климова (ДДО, 20-30 вопросов), с помощью которого ты хотя бы приблизительно определишься с профессией (по этому вопросу можно обратиться к твоему школьному психологу, и в конце концов, что мешает тебе заглянуть в библиотеку?).

Шаг 4. Внедряемся

Постарайся как можно больше узнать о своей будущей специальности, используя все доступные источники. Напросись на экскурсию на предприятие, где ты своими глазами увидишь, чем занимаются представители той или иной профессии.

Мечтаешь быть моряком? Уговори родителей поехать в речной круиз, чтобы ближе познакомиться с судовыми буднями (в том числе и с их отрицательными сторонами, вроде наличия у тебя морской болезни).

Желаешь стать программистом? Попробуй не только играть в компьютерные игры, но и написать хотя бы простенькую программу. Еще лучше записаться в соответствующий кружок или поступить на подготовительное отделение профильного вуза.

Но самый лучший способ получить интересующие тебя сведения — это устроиться на лето самым-самым младшим сотрудником туда, где работают профессионалы интересующей тебя профессии. Например, мечтая о карьере журналиста, очень неплохо устроиться в газету хотя бы курьером, тогда тебе удастся изнутри получить представление о том, как работают профессионалы (правда, имей в виду, журналистская кухня не для слабонервных!).

Шаг 5. Личные достоинства и недостатки

Личные качества являются основным вектором при выборе профессии. Если ты мечтаешь стать бухгалтером, но неряшлив и неусидчив, то лучше попробуй выбрать похожую профессию, но не эту, она тебе попросту не подходит. А вот, например, математик-теоретик, также работающий с цифрами, вполне может быть несобран и придумывать свои гениальные идеи «на ходу». Если ты по своей сути настойчивый и упрямый, то, например, в секретари тебе лучше даже не пытаться устроиться, а вот в контору, где нужны рекламные агенты, тебя примут с распростертыми объятиями.

Все профессии подразумевают наличие определенных качеств. Если ты соответствуешь на 50%, то это уже неплохо, по крайней мере, ты вполне можешь начать работать. Если на 70%, то данная работа тебе будет даваться легко. Соответствие на 80% и более встречается крайне редко, про таких людей говорят, что они незаменимые сотрудники.

Шаг 6. Престижность

Разумеется, если гнаться за престижностью профессии, то тебе придется менять работу минимум каждые пять лет. Но оценить ситуацию на рынке труда иногда бывает очень даже полезно.

Самый простой способ: возьми несколько изданий с объявлениями о вакансиях, сходи на посвященные трудоустройству сайты в Интернете и посмотри, какие специалисты требуются больше всего и, самое главное, сколько работодатели готовы платить за ценных работников. Воспользуйся прогнозами, которые составляют журналы и кадровые агентства. Сопоставь все эти данные и определи, учеба в каком вузе и на каком факультете сулит наилучшие перспективы.

Шаг 7. Обратись за помощью к специалистам

Если сомнения все равно тебя одолевают, обратись за помощью к специалистам.

В данном случае это может быть либо школьный психолог, либо специалист РЦПОМ.

Если в твоем городе проводятся «выставки образования», то неплохо бы было туда заглянуть. Очень часто в рамках выставки психологические центры проводят бесплатные профконсультации.

Шаг 8. Окончательный отбор

Собрав информацию, составь список основных твоих фаворитов из 5–10 позиций. Затем примени испытанный способ — лист бумаги с двумя колонками: плюсы и минусы. Действуй методом исключения.

Когда в списке останется три пункта, проведи дополнительное, более детальное исследование и сделай окончательный выбор.

Возьми на заметку:

Практические психологи могут с первого взгляда определить, устраивает ли человека его работа или нет. Любая мысль отражается в теле. Напряженные плечи, боли в ногах — ученые доказали, что между мозгом и телом есть мощная связь. Если ты изо дня в день занимаешься «нелюбимым делом» — сводишь дебет с кредитом, а не возглавляешь футбольную команду, то готовься к болезням.

Что следует узнать о профессиях?

Планируя свою карьеру, неизбежно приходится собирать сведения о разных профессиях, оценивать их, сравнивать между собой. Для того, чтобы не упустить никакой важной информации о профессиях, желательно, чтобы признаки, на которые Вы ориентировались при сборе профессиональных сведений, были наиболее существенными, и количество этих признаков было достаточно полным и исчерпывающим.

Технологические характеристики профессии включают в себя описание следующих вещей:

  • Каков предмет труда? На что преимущественно направлена трудовая деятельность специалиста? Это могут быть другие люди, техника, информация, искусство или природа.

  • В чем заключаются цели труда? Может быть это материальное производство, создание каких либо духовных ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой или природой?

  • Какие трудовые операции применяются в ходе деятельности? Какие физические, умственные и социальные действия приходится выполнять специалисту?

  • Каковы характеристики рабочего места специалиста? Где ему приходится работать: в помещении, в кабине, на открытом воздухе? В каком климате он наиболее часто работает? Приходится ли ему работать преимущественно на одном месте или часто разъезжать? Работает ли он в основном в коллективе или индивидуально?

  • Чем характеризуется рабочее время специалиста? Работает ли он в жестком или свободном режиме? Приходится ли ему работать посменно, в ночное время, вахтами? Как часто специалист вынужден выполнять работу в нерабочее время, работать длительное время без перерывов, работать в вынужденном темпе, работать неритмично: с паузами и простоями?

  • Каковы бывают ошибки в трудовой деятельности? К каким последствиям они могут приводить? Какими причинами они могут вызываться?

Педагогические характеристики определяют:

  • Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии?

  • Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?

Медицинские характеристики профессии определяют:

  • Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии? Это могут быть вредные климатические факторы, нарушение биологических ритмов, вынужденная поза и ограниченная подвижность, большие физические нагрузки, однообразие деятельности, вынужденный темп, сложность ситуаций, опасность, риск, угроза поражений, внезапность и неожиданность, быстрая смена действий, помехи и посторонние раздражители, неприятные впечатления, повышенная ответственность, работа в одиночестве, конфликты между людьми.

Наконец, психологические характеристики профессии содержат информацию о том, какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека:

  • к его органам чувств, зрительному, слуховому, осязательному восприятию,

  • к двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности, ловкости,

  • к умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям,

  • к чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности и т.д.

Какие новые профессии появляются в наши дни?

Поскольку в наибольшей мере сейчас развивается сфера торговли, управления и информационного обслуживания, то максимальное количество новых профессий появляется именно в этой области. Особенно много новых профессий представляют собой разновидности агентов и менеджеров. Например, коммерческий агент, рекламный агент, агент по недвижимости, агент по ценным бумагам, туристический агент, менеджер по персоналу, финансовый менеджер, менеджер по маркетингу, менеджер по продажам, менеджер по рекламе, менеджер по проектам, офис-менеджер, и т.п.

Относительно новые профессии появляются в области информационного проектирования и обеспечения: менеджер информационных систем, сетевой администратор, администратор баз данных, специалист по сетям и телекоммуникациям, инженер-системотехник, системный аналитик, специалист по компьютерному дизайну, web дизайнер.

Семь шагов к взвешенному решению

1.      Составить список подходящих профессий

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2.      Составить перечень требований выбираемой профессии

Составьте список своих требований:

  •  выбираемая профессия и будущий род занятий;

  • выбираемая профессия и жизненные ценности;

  • выбираемая профессия и жизненные цели;

  • выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;

  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

  • желательный уровень профессиональной подготовки;

  • выбираемая профессия и мои склонности и способности;

  • желательные содержание, характер и условия работы.

3.      Определить значимость каждого требования

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4.      Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5.      Подсчитать и проанализировать результаты

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6.      Проверить результаты

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7.      Определить основные практические шаги к успеху

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Выбор профессии – ответственный и серьезный шаг в жизни каждого молодого человека, способный оказать влияние на всю его дальнейшую жизнь. Сделать его непросто, ведь необходимо решить, чем именно хочется заниматься каждый день с 9 утра до 18 вечера, да так, чтобы каждое утро хотелось идти на работу, а последние дни отпуска становились радостным предвкушением возвращения к любимому делу. 

Советы психолога.

Если Вы удачно выберете труд и вложите в него душу,

то счастье само Вас отыщет. 

К. Д. Ушинский

  1. Подумайте, в чём Ваше призвание, чем Вы хотите и чем можете заниматься.

  2. Хорошо разберитесь в себе и поймите, с чем Вам больше интересно работать: с техникой, людьми, природой, знаковыми системами или художественными образами.

  3. С помощью психологического тестирования определите свои способности и возможности, интересы и склонности, особенности темперамента, которые могут способствовать успеху в обучении и работе.

  4. Узнайте требования выбранной профессии к здоровью. Оцените Вашу профессиональную пригодность по состоянию здоровья, узнайте, есть ли у Вас противопоказания к избираемой профессии.

  5. Определившись в выборе профессии или профессиональной области, узнайте, в каком учебном заведении можно получить подготовку. Обратитесь к справочнику для абитуриентов.

В кабинете информатики  Вы можете:

  • пройти компьютерное психологическое тестирование для определения индивидуальных склонностей и способностей, личных качеств;

  • получить профориентационные консультации;

  • познакомиться с рейтингом специальностей, проходными баллами ПТУЗов, ССУЗов, ВУЗов, информацией о днях открытых дверей в учебных заведениях;

  • получить информацию о разнообразном мире профессий, условиях труда, путях получения профессионального образования, перспективах карьерного роста, требованиях профессии к человеку, ситуации на рынке труда.

Что же необходимо для того, чтобы выбрать профессию «по душе»? Опыт профориентационной работы в нашем УО  показывает, что современные старшеклассники сталкиваются с двумя проблемами, затрудняющими процесс их профессионального самоопределения. Первая из них связана с недостатком общей осведомленности будущего выпускника школы о постоянно обновляющимся рынке профессий и об учреждениях, позволяющих овладеть той или иной из них. Вторая, на наш взгляд, наиболее важная проблема связана с необходимостью учета личностных особенностей, интересов и склонностей старшего школьника в процессе выбора им профессиональной деятельности.

Мы предлагаем вам один из вариантов пошаговой схемы выбора будущей профессии. Она включает в себя три этапа. Первый из них – ознакомительный. Прежде чем выбирать себе дело, надо разобраться, какие профессии существуют в мире, и для чего каждый конкретный профессионал нужен. Чтобы составить полную картину о профессии, нужно ответить на вопросы: что делает профессионал? В чем состоит результат его деятельности? При помощи каких средств он его достигает? В каких условиях профессионал трудится?

Результат профессиональной деятельности – это главная составляющая любой работы. Только представление о том, что именно мы хотим достичь, позволяет нам достигать желаемого. Например, у учителя есть представление об образованном по данному предмету ученике (кстати, представление это довольно конкретно, и на его основе оцениваются знания учащихся), у врача есть представление о здоровом человеке, у менеджера – представление об эффективно работающем предприятии, у программиста – о программе, решающей заданные задачи. Кроме представлений о результате труда, важно понять «как, каким образом я хочу этот результат получать». Например, представление об образованном человеке есть и учителя, и у преподавателя Вуза, и у репетитора, но каждый из них достигает своей цели разными способами и в разных условиях. И конечно же, выбирая профессию так же важно знать, какие требования предъявляются к специалисту, причем не только в плане знаний и умений, но и в плане уровня развития его способностей и личностных качеств.

Откуда получить эту информацию? Лучше всех о своей профессии расскажут специалисты-профессионалы. Каждый молодой человек, стоящий перед выбором профессии, окружен взрослыми людьми, которые одновременно являются профессионалами в той, или иной деятельности. Их увлеченный рассказ о своем деле может стать мощным толчком к развитию у ребенка живого интереса к той или иной сфере человеческой деятельности. Сами родители подчас не подозревают о том, насколько интересным источником информации по этому вопросу они могут выступать для ребенка!

Также специалистов можно найти в ВУЗах, колледжах, техникумах и прочих профессиональных учебных заведениях, где готовят специалистов. Как с ними встретиться? Самый простой способ – прийти на День открытых дверей и постараться получить соответствующую информацию у сотрудников деканата, кафедр интересующего вас факультета. Там же можно договориться и о личной встрече с сотрудником ВУЗа, способного дать вам более подробную информацию не только о профессиональной деятельности, но и об особенностях обучения по этой специальности в данном учебном заведении.

Итак, после того, как молодой человек разобрался немного в многообразии специальностей, можно перейти ко второму этапу. Здесь уже важно понять направление выбранной профессиональной деятельности, и какие из рассмотренных специальностей соответствуют такой деятельности. Вот для чего пришлось потратить немало времени и сил на поездки и разговоры. Составив такую картину на несколько профессий, молодой человек наконец-то сможет решить: что ему нравится, а что - нет, в чем он добьется успеха, а в чем - нет. Имея четкую структуру, он также сможет определиться, почему ему нравится или не нравится та или иная профессия. Чем больше профессий он переберет, "перемерит" как платья, тем точнее и осознанней будет его выбор.

И ещё на один непростой вопрос необходимо ответить молодому человеку, прежде чем выбрать свою будущую профессию: «Что я хочу получить от работы?». Большинство молодых людей, обращающихся в наш Центр за помощью в профессиональном самоопределении, прежде всего, хотят получать высокую зарплату. Но и она не всегда может подарить радость от работы, потому что человеку свойственно развиваться, стремиться к новому. И чем сильнее в человеке тяга к изменениям, тем больше возможностей для личностного и профессионального роста он будет искать в работе.

Последний этап посвящён выбору ВУЗа, колледжа, техникума, иначе говоря, того учебного заведения, в котором можно получить специальность и освоить профессию. Этот этап является своего рода апофеозом всей проделанной нами ранее работы. Именно им ребенок должен закончить процесс первой ступени своего профессионального самоопределения. На что же здесь следует обратить внимание? Главной ценностью любого учебного заведения является его преподавательский состав. От уровня его профессионализма напрямую будет зависеть насколько подготовленным специалистом станет ваш ребенок. Желательно ознакомиться и с расписанием занятий. Указанные в нем предметы, а также количество отведенных на каждый из них часов позволит вам оценить объем предлагаемых данным факультетом знаний. Помните, что обучение должно соответствовать Государственному образовательному стандарту по данной специальности. В противном случае будущий студент рискует получить неполный набор знаний, что приведёт в дальнейшем к затруднениям в процессе использования их в профессиональной деятельности. Стоит обратить внимание на техническое и материальное оснащение учебного процесса (библиотека, компьютерные классы, специально оборудованные кабинеты и т.д.). Можно прислушаться к мнению студентов, а лучше выпускников данного учебного заведения.

Итак, подытожим. На первом этапе поиска следует проявлять бесконечное любопытство, ведь чем больше молодой человек узнает о мире профессий, тем разнообразнее будут возможности его выбора. На втором этапе нужно быть необычайно внимательным к своим внутренним ощущениям, ведь профессия - это не вещь, которую можно выбросить, если разонравится, а дело, которым, возможно, придётся заниматься всю жизнь. На третьем этапе надо быть чрезвычайно осторожным, ведь здесь происходит выбор тех, кто будет учить вашего ребенка «ремеслу».

Выбор профессии – дело трудное и кропотливое, и чем раньше вы им займетесь, тем лучше будет результат. Целесообразнее начать знакомство с миром профессий в классе 8-9. Если ребёнок почувствует, что ему всё равно трудно выбрать дело по душе, можно обратиться к психологу-профконсультанту. Он поможет молодому человеку разобраться, чего хочет его душа и подскажет, где искать варианты. Его можно найти в школе, в Центрах занятости, специализированных центрах по работе с детьми и молодёжью. Главное, помнить: кто ищет, тот всегда найдёт. Успехов вам!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.