Памятка по составлению методической разработки плана-конспекта учебного занятия<o:p style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"></o:p>
Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия.
Для того, чтобы занятие было ярким, интересным, обучающим, воспитывающим и развивающим, его нужно тщательно подготовить, заранее спланировать:
· отобрать содержание и способы работы в соответствии с поставленными целями и особенностями детского коллектива;
· четко продумать методическое и техническое обеспечение, логику и преемственность этапов учебного занятия;
· структура занятия в соответствии с его логикой должна быть четкой, со строгим переходом от одной части к другой в соответствии с дидактической целью занятия и закономерностями процесса обучения.
Методическая разработка учебного занятия должна содержать следующую информацию:
1. Цель занятия
2. Задачи (не более пяти)
Задачи должны быть достаточно конкретны, достижимы за одно занятие и соответствовать выбранной теме. Они должны раскрывать цель, конкретизировать ее, определять содержание основных этапов занятия.
Каждое занятие включает в себя решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Обучающие задачи
Обучающие задачи направлены на формирование теоретических знаний, характерных для данного вида деятельности:
- обеспечить в ходе занятия усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов, теорий, терминов и т.д.;
- обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение (закрепление) следующих движений (операций, технологий, способов изготовления);
- сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения...
Развивающие задачи
Задачи чаще всего связаны с психологическим развитием ребенка.
- способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление;
- создать условия для развития...;
- способствовать (содействовать) развитию эмоций, чувств ребенка (радости, сопереживания), развитию мимики ребенка;
- способствовать развитию волевых качеств (настойчивость, целеустремленность, решительность);
- способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения).
Воспитательные задачи
Задачи направлены на развитие личностных качеств ребенка, нравственности:
- содействовать решению задач трудового воспитания (гигиена труда, культура труда и т.д.), патриотизма, гигиенических качеств, формированию ЗОЖ и др.
3. Тип занятия. Определяется целью организации занятия, т.е. целью его проведения.
Занятия теоретического обучения: изучения нового учебного материала; совершенствования знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; контроля знаний, умений и навыков; комбинированное.
Занятия практического обучения: по первоначальному формированию умений и навыков; совершенствования умений и навыков; по выполнению комплексных заданий (работ).
4. Форма занятия: путешествие, соревнование, заочная экскурсия, лекция, семинар, дискуссия, деловая игра и др.
5. Продолжительность.
6. Участники.
7. Возраст учащихся.
8. Оборудование и материалы, необходимые для проведения занятия. Под оборудованием занятия следует понимать его материальное обеспечение, т.е. раздаточный материал, наглядные средства, технические средства обучения: аудио и видео, компьютеры, учебные пособия и т.д.
9. Структура занятия:
- этап занятия;
- содержание;
- время.
10. Ход занятия.
В этом разделе определяются основные этапы занятия, их последовательность, содержание каждого этапа, формы работы педагога и учащихся.
План проведения занятия должен быть таким, чтобы при знакомстве с ним, можно было получить полное представление о предстоящем занятии, и чтобы он являлся необходимым подспорьем для самого педагога.
Во время подготовки к занятию педагогу необходимо проанализировать соответствие содержания данного занятия теме, возрасту учащихся; последовательность действий; разнообразие и целесообразность используемых форм обучения; уровень заинтересованности учащихся в усвоении учебного материала, их подготовленность и активность; формы изучения и закрепления материала; поддержание необходимого уровня внимания и снятие напряжения; осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению; завершенность занятия.
Занятие состоит из 3 частей:
1. Организационный момент.
Приветствие, создание психологического настроя учащихся на учебную деятельность и активизация их внимания. Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
Подведение итога занятия. Рефлексия (самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы). Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий.
11. Литература.
Указываются все учебники, учебные пособия и другие издания, ресурсы сети Интернет, которые были использованы при подготовке методической разработки, в алфавитном порядке.
12. Приложения (оформляются на отдельных листах).
К методической разработке может быть приложена мультимедийная презентация.
Требования к оформлению разработки занятия.
Титульный лист должен содержать следующую информацию: название учреждения образования, тему занятия, ФИО составителя занятия, место и год проведения.
Требования к оформлению текста: шрифт – Times New Roman, размер 14 пт, интервал между строк – 1,15; параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1,5, верхнее и нижнее поля – 2; текст печатается без сокращений кроме общепринятых аббревиатур. Ссылки на приложения оформляются в круглых скобках (Например: (Приложение 1.). Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. Первый лист титульный.