КАК ПОМОЧЬ ПЕДАГОГУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРАВИЛЬНО СПЛАНИРОВАТЬ РАБОТУ?
План работы оформляется в типовом журнале планирования и учёта кружковой работы и утверждается директором учреждения.
1. Цели и задачи. С учётом направления деятельности объединения по интересам, возрастных особенностей воспитанников определяются цели и задачи. Если объединение по интересам работает не первый год, то необходимо дать краткий анализ эффективности учебно-воспитательной работы объединения по интересам за прошлый год (успехи объединения по интересам и отдельных детей, какие виды деятельности больше всего нравятся детям, что и по каким причинам не удалось реализовать в прошлом году, перспективы на будущий год).
2. Организационная работа. В этот раздел включаются мероприятия по комплектовании объединения по интересам, выборы органов самоуправления, знакомство с родителями, классными руководителями учащихся, организации дней открытых дверей, подготовке учебных кабинетов, оборудования.
3. Учебно-воспитательная работа. Этот раздел составляется на основе образовательной программы объединения по интересам. Здесь необходимо показать темы занятий и количество часов, отведённых для их изучения. В тематическом плане выделяются часы на теоретические и практические занятия. Количество часов тематического плана должно соответствовать количеству часов программы.
Примерная форма тематического плана
№ |
Название темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теоретических |
Практических |
||
ИТОГО: |
4. Внебюджетная деятельность. Предусматривается проведение выставок-продаж, кирмашей, ярмарок, концертов, спектаклей, организация платных образовательных услуг (платные объединения по интересам для детей и молодежи, а также взрослых, если это не противоречит Уставу учреждения)
5. Воспитательная и массовая работа. В данном разделе планируются традиционные дела объединения по интересам (клуба, студии), общественно полезные дела, выставки, концерты, мероприятия, направленные на развитие детского самоуправления, сплочения коллектива, профориентацию учащихся.
6. Связь со школой, общественностью, родителями. Предусматривается работа с родителями: встречи, семейные клубы, совместные концертные программы, выставки. Дни открытых дверей, экскурсии на предприятия. Определяются связи объединения по интересам с профильными учреждениями, организациями.
7. Методическая работа. Планируется участие руководителей объединений по интересам в семинарах-практикумах, в методических формированиях руководителей объединений по интересам, разработка индивидуальных, авторских программ, методических рекомендаций, памяток; групповые и индивидуальные консультации, оказание методической и практической помощи школам, профильным объединениям по интересам.
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ В АДАПТАЦИОННЫЙ
ПЕРИОД ДЕТЕЙ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ПО ИНТЕРЕСАМ?
В первые дни пребывания детей в объединении по интересам, необходимо создать условия для неформального общения, в процессе которого, дети должны почувствовать, что педагоги интересные люди, достойные доверия. Педагог обязан убедить каждою ребёнка в том, что он хочет помочь осуществить его планы. Воспитанник должен убедиться в том, что с помощью педагога он может быстро и легко двигаться к цели в избранном им виде деятельности.
Педагогу на первых порах необходимо:
1. Изучить самые потребности и интересы детей, их личностные качества.
2. Организовать увлекательные коллективные дела.
3. Создать благоприятный микроклимат в объединении по интересам.
4. Стимулировать процесс самооценки ребёнка, в результате которого он придёт к умозаключениям: «Это делаю я! Могу и хочу это делать!»
Чтобы создать условия для наилучшего самочувствия ребёнка во временном коллективе, педагогу надо быть наблюдательным: вовремя замечать, как дети рассаживаются, как общаются, симпатизируют друг другу, или наоборот.
Правильно поступают те педагоги, которые в первые дни работы, кроме обязательных занятий в кабинете, организуют экскурсии. В такой обстановке дети откровенно выражают эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, проявляют способность к сопереживанию, интерес к собственной личности.
Чтобы процесс, адаптации у детей прошёл быстрее и легче, педагогу необходимо:
1. Избегать в обращении к детям назидательности, нотаций.
2. Уметь объединять детей.
3. Использовать на занятиях игровые моменты, элементы соревновательности, уметь создать ситуацию успеха.
4. Готовить моменты новизны и внезапности.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Дата: _____________________
Тема: _____________________
Цели: обучающая, развивающая, воспитывающая.
Формы и методы: ______________________________
Оборудование и материалы: __________________________
Место проведения: _______________________________________
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационная часть (1-2 минуты).
Отметить присутствующих, провести краткую беседу о последних событиях в доме и в школе; сообщить тему и цель занятия.
II. Содержание занятия:
а) повторение пройденного материала;
б) изложение нового материала (10-20 минут).
Предусматривает сообщение новых знаний, инструктаж по технике безопасности, вводная беседа перед практической работой.
в) игровой момент (5-15 минут).
В зависимости от занятия проводятся подвижные или дидактические игры, викторины (5-7 вопросов), загадки, скороговорки и т.п.
г) практическая часть (45 минут).
Изготовление поделок, аппликаций, составление букетов и т.д.
д) индивидуальная работа с учащимися.
III. Заключительная часть (3-5 минут).
Подведение итогов занятия: разобрать типичные ошибки, отметить лучшие работы; ответить на вопросы; обобщить изучение, сделать выводы; предложить (если есть необходимость) домашнее задание.
Советы по проведению занятия в объединении по интересам
- Не забывайте сказать о теме, задачах задания.
- Не смущайтесь присутствия на занятиях коллег.
- Успех занятия во многом определяется творческой атмосферой, которую вы создадите на занятии.
- Используйте проблемные задания, игры, викторины.
- Используйте работу по группам, если это возможно.
- Во время индивидуальной самостоятельной работы включите музыку.
- Предложите упражнения для отдыха глаз.
- Используйте в моменты отдыха занимательные конкурсы.
- Индивидуальные задания продумывайте для каждого учащегося.
- Меняйте в течение занятия виды деятельности (работа с литературой, опыт, наблюдения и т.д.).
В объединениях по интересам музыкального профиля дайте познавательную информацию о музыке. В технических объединениях по интересам используйте проблемные вопросы, повторите правила техники безопасности.
Все направления: используйте образцы, альбомы, буклеты.
Спортивные: индивидуальный темп тренировок. Учитывайте возрастные особенности детей.
Советы по окончанию занятия
- Будьте готовы к тому, что занятие будут анализировать присутствующие.
- Дайте свой анализ тому, что запланировали и что провели.
- Обосновывайте при анализе, почему вы выбрали именно такую тему, форму, что дало использование игры, конкурсов, наглядного материала.
- Выявите причины, если чувствуете, что не все удалось.